Профсоюзы: бич или спасение? 

О них все слышали, но мало кто понимает, что они собой представляют. Почти каждого, кто когда-либо учился в ВУЗе, в тот или иной момент агитировали вступить в профсоюз, и (будем честными) многие из нас отказывались. Пришло время наконец разобраться в этом явлении. Наш первый весенний текст — о профсоюзах.

Что это такое?

Профсоюзы (профессиональные союзы) бывают разные. По определению, профсоюз — это некое добровольное общественное объединение людей, которых связывают общие интересы — это может быть как профессия и сфера деятельности, так и что-то другое. 

Для чего они нужны?

Основополагающая цель профсоюзов, их raison d'etre — защита прав и интересов членов этих самых профсоюзов. Слышали о знаменитых забастовках шахтеров в Великобритании во времена Тэтчер? Противостояние приблизительно 150 тысяч человек и государства, пикеты, баррикады, слезоточивый газ, блокада автомагистралей, тысячи арестов на протяжении почти года… Так вот это не просто рабочие вышли на улицы, это была забастовка по решению Национального профсоюза шахтеров. Хоть тогда они и проиграли, это все равно демонстрирует нам, что профсоюзы могут быть (и были) мощной силой, с которой приходилось считаться всем. 

Право на создание профсоюзов и добровольность участия в них закреплены в Конституции РФ (статья 30), так что все весьма серьезно. 

Создать профсоюз на производстве крайне просто, ничего легче нет — нужно лишь, чтоб три работника организации приняли решение о создании профсоюза, выбрали себе лидера и утвердили положение. Все. Другое дело, что руководство предприятия может пытаться препятствовать созданию профсоюза по той простой причине, что для него это невыгодно. Кроме того, для того, чтобы как-то ощутимо влиять на деятельность компании (на график работы, зарплаты, льготы и прочее), профсоюз должен иметь в своих рядах более половины от общего числа сотрудников предприятия, а это непросто — собрать и удержать такое количество людей.

В чем главное преимущество профсоюзов?  

Помимо того, что эта организация может в целом положительно влиять на профессиональную жизнь работника, агитируя за повышение зарплат, сокращение рабочего дня, увеличение отпуска и тому подобные радости, один главный туз в рукаве профсоюза — то, что члена профсоюза невозможно уволить без одобрения этого самого профсоюза.

Вот нельзя, и все.

Это правило распространяется и на студенческие профсоюзы — без внутреннего рассмотрения и утверждения студенческого союза никакого студента нельзя выселить из общежития, лишить стипендии или отчислить из учебного заведения, за исключением случаев академической неуспеваемости (а в некоторых случаях и неуспеваемость не работает — все равно придется пройти через профсоюз).

Из преимуществ студенческих профсоюзов, помимо борьбы за соблюдение прав учащихся, можно также отметить обеспечение студентов материальной помощью, путевками, организацию путешествий, а также медицинскую и (что немаловажно) юридическую помощь.

На голом энтузиазме

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/neonbubble/5869507491/sizes/5k/)

Все вышеописанное звучит прекрасно, не так ли? Что же требуется от студента (или пролетария), состоящего в профсоюзе?

Совсем немногое — соблюдение Устава профсоюза, выполнение поручений руководства профсоюза (а мы помним, что оно выборное, а не назначаемое), и регулярная уплата небольших членских взносов (от одного до трех процентов от стипендии или зарплаты члена союза). Как обычно, исследуем объект с двух сторон. Если профсоюзы так хороши, почему они так мало распространены в наше время, и почему мало кто стремится в них вступать? Есть ли недостатки?

Некоторые члены профсоюзов отмечают, что в наше время функции этих организаций свелись к чисто формальным, церемониальным — они вроде как есть, ведут какую-то деятельность, но никаких существенных улучшений не происходит, а взносы тем временем платить приходится исправно. В связи с этим нельзя не упомянуть, что в отсутствие активных, вовлеченных, пассионарных членов движения (а такие есть далеко не всегда) профсоюз теряет смысл, а вслед за этим и членов. 

Студенты некоторых ВУЗов, тем временем, замечают, что в учебном заведении функционирует не только профсоюз, но и студенческий совет (члены студсовета точно так же избираются из числа учащихся, но при этом представляют интересы всех студентов, и никаких взносов платить не нужно) — и студсовет при этом решает реальные проблемы (вроде распределения мест в общежитиях и обеспечения юридической помощи студентам со стороны университета, а членство в профсоюзе не дает ничего, кроме редких путевок на турбазы или льготных билетов в театр.

Зачастую бывает и так, что полномочий и власти профсоюза недостаточно, чтоб повлиять на текущую ситуацию. Требования организации руководство предприятия или ВУЗа может проигнорировать — просто потому, что может. Рычагов давления у профсоюза не так много, как может показаться, а на самый радикальный — забастовку — пойдет далеко не каждый.

А что там у них?

Профсоюзное движение сильно развито за рубежом, в уже упомянутой Великобритании, в США, странах Европы и Азии. Есть ли какие-то заметные отличия в деятельности таких организаций за границей?

На голом энтузиазме

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/terreson/479535781/sizes/h/)

В некоторых странах (например, на Филиппинах и в Индонезии) студенческие профсоюзы организуются и управляются на государственном уровне. 

В Европе существует так называемый Европейский студенческий союз (European Students’ Union, или ESU), объединяющий 45 студенческих союзов из 39 стран и представляющий интересы более двадцати миллионов студентов. 

Во многих странах профсоюзы студентов есть в каждом без исключения учебном заведении, а в некоторых странах (например, в Канаде) членство в профсоюзе студентов обязательно для всех, а взносы автоматически включаются в плату за обучение. 

В Греции профсоюзы (которые есть в каждом колледже и университете) не только занимаются “внутренними” проблемами студентов, типа жилья и успеваемости, но еще и организовывают дополнительные мероприятия, лекции, конференции, политические дебаты и даже демонстрации.

В Нидерландах вообще уникальный случай: студенческая организация в Делфте, связанная с Делфтским техническим университетом, сформировала политическую партию и с 1994 года стабильно получает места в городском совете. Основная цель данной партии — улучшение взаимоотношений между студентами университета и населением города, а также продвижение принципов устойчивого развития, защиты окружающей среды и прочих хороших и нужных вещей.

Во Франции студенческие союзы вообще носят политический характер и занимаются не столько защитой прав студентов и отстаиванием их интересов в конкретном ВУЗе, сколько общенациональной деятельностью, продвигая свое видение образовательной системы в целом. На какие-то внутренние институтские решения такие союзы почти не влияют.

Интересно также отметить, что во многих странах профсоюзы студентов называются не союзами (“union”), а “правительствами” (“students’ government”) — с одной стороны, формальность (ведь функции у них остаются такими же), а с другой стороны, такая формальность придает особый оттенок участию в таких организациях и их деятельности. 

А поконкретнее можно?

Напоследок — пара примеров успешной деятельности студенческих союзов.

Далеко ходить не надо: возьмем пример OD-Group, организации, сформировавшейся на социологическом факультете МГУ в конце нулевых. 

В 2007 году к руководству факультета начали предъявлять многочисленные претензии буквально со всех сторон — и со стороны государства, и со стороны сообщества студентов. Рабочая группа при Общественной палате РФ опубликовала экспертное заключение, суть которого сводилась к тому, что уровень подготовки специалистов на факультете совершенно никого не устраивает и не соответствует мировым стандартам, на факультете практикуется изоляционизм и так называемая “православная социология”, ну и в целом дела плохи. 

Студентов же, помимо чрезвычайно низкого уровня подготовки, не устраивали и организационные вопросы — например, обыски на входе, регулярные унижения студентов и преподавателей, распространение деканом националистических брошюр на факультете и прочее мракобесие. А незадолго до этого (в 2006 году) студенты возмутились тем, что столовой на факультете владеет сын декана, в связи с чем в заведении установлены космические цены на питание. В 2007 году студенты развернули активную борьбу с коррупционной столовой, организуя акции протеста и раздавая листовки. Некоторые активисты были по итогам задержаны и доставлены в (тогда еще) милицию, но столовая была все же закрыта, а на ее месте открылась новая, временная — с доступными ценами. 

На голом энтузиазме

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/53911892@N00/6055074860/sizes/z/)

Эта небольшая победа, к сожалению, оказалась единственной — затянувшийся конфликт разрешился в итоге после отчисления основных “зачинщиков”, а ситуация на факультете оставалась плачевной еще не один год.

Из зарубежного опыта можно отметить, например, введенный студенческим союзом Кембриджского университета запрет на ношение оружия на территории проведения всех мероприятий, организуемых этим союзом, или кампанию студенческого союза Лондонской школы экономики по отказу от продажи продуктов из говядины на территории ВУЗа в целях снижения углеродного следа заведения. 

Какие выводы мы можем сделать?

Судя по всему, студенческие профсоюзные организации — явление двоякое. В теории они преследуют исключительно благородные цели и должны становиться инструментом положительного влияния на образовательный процесс, но на практике все чаще слышны разговоры о том, что никакой особо важной деятельностью профсоюзы в наше время не занимаются. Но как знать — может быть, следующее поколение студентов сможет как-то изменить сложившееся положение дел? 

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/109799466@N06/34562858626/sizes/4k/

 

Мудрая сова 20 марта 2020